Фразы «погугли», «спроси у гугл» давно стали понятными и привычными. Но так было не всегда, и основателям поисковой системы пришлось немало потрудиться, чтобы Google прочно вошел в жизнь современного пользователя.
Предлагаем факты и интересные подробности из истории создания компании, занимающей лидирующие позиции в десятке самых популярных поисковых систем.
Как все начиналось
1995 год для Ларри Пейджа был непростым и значимым – он собирался продолжить обучение в магистратуре университета в Стэнфорде. Университет ему показывал Сергей Брин, поступивший туда после университета в Мэриленде. Оба аспиранта специализировалась на компьютерных науках.
Уже в день знакомства между ними выявились разногласия по многим вопросам, но это не помешало им вместе трудиться над общим научным проектом. Первоначально над проектом «BackRub», начатым в 1996 году, работал один Ларри, позже к нему присоединился Брин.
Весной 1996 года они запустили первый пробный вариант поискового робота, в задачу которого входила индексация Всемирной паутины. В основу работы поисковика был положен алгоритм PageRank, автором которого был Пейдж.
По результатам тестирования сделали вывод, что алгоритм работает эффективно – запросы пользователей обрабатывались быстро. На основании этого было принято решение о запуске своего поискового портала.
Об основании Google
Ныне с полной уверенностью можно сказать, что после регистрации (1997 год) сайта поисковика в доменной зоне “com”, начинается история успеха начатого дела.
Стартапу уже было тесно в стенах университета, но авторы пока не думали покидать заведение, приютившее их. Была даже мысль продать алгоритм за $1 млн, но покупателей не нашлось.
Интересные факты:
- Первый офис компании был открыт в 1998 году в гараже Сьюзан Войжицки, бывшей тогда подружкой Брина. После расширения штата с четырех до восьми человек, офис переехал в Пало-Альто. Брин спустя 10 лет женился на кузине Сьюзан. В браке родилось двое детей.
- Названием “Backrub” создатели проекта были не очень довольны и подыскивали новое. После долгих поисков решено было остановиться на английском слове “googol”, обозначающем сотую степень числа 10 или единицу с сотней нулей.
- Первым, кто отважился инвестировать средства, стал Энд Бахтольшмайн, вложивший в стартап $100 000. Это дало возможность зарегистрировать компанию 04.09.1998 г. В чеке Энд вместо «Googol» ошибочно написал «Google», поэтому зарегистрировали на это имя.
- На конец 1998 года робот проиндексировал 60 млн страниц веб-сайтов, что вывело поисковик в десятку лучших сайтов.
Из истории успеха
Путь от студенческого проекта до огромной корпорации мирового значения был непростым. Успех достигнут благодаря верности Брина и Пейджа своим принципам, идеалам и извлеченным из ошибок урокам.
Один такой урок: неудачная продажа своего детища привела к мысли, что нужно привлекать инвестиции, сохраняя свое влияние в компании.
После того, как управляющим стал их друг Эрик Шмидт, объем инвестиций достиг $25 млн. Эти деньги пустили на привлечение лучших специалистов, приобретение мощного современного оборудования.
Реклама и стабильный доход
Немаловажную роль в успешном развитии Гугл сыграло рациональное отношение к распределению финансов.
К примеру, чтобы минимизировать расходы, оборудование собирали сами, хотя проще и быстрее приобрести его можно было у IBM. Новые разработки запускали с помощью операционных сиcтем Lunux, что обходилось дешевле закупок у Microsoft.
Развиваться дальше не позволяли ограниченные средства – реализация целей требовала больших денег. Будучи идеалистами, Ларри и Сергей планировали обходиться без рекламы, но нехватка финансов подтолкнула пойти в обход своих принципов и прибегнуть к ее услугам.
Рекламные ссылки, чтобы избежать перегруза главной страницы поисковика, решено было размещать на первой позиции поисковой выдачи. Но важнейшим фактором в деятельности все так же оставалась индексация.
Продолжение развития
В 2002 году была запущена модернизированная версия сервиса AdWords. С этого момента рекламодателем оплачивалось не размещение рекламы, а конкретно каждый клик.
Учтя все недоработки, удалось получить такой алгоритм, что рекламу видела только целевая аудитория, поэтому доход от поисковика вырос в несколько раз.
Интересные факты:
- В 2002 году в мае сайт Google был установлен в качестве стартовой страницы для абонентов провайдера America Online. В результате количество пользователей увеличилось на 34 млн.
- В истории Гугл сентябрь 2002 года отмечен запуском сервиса в beta-режиме. Уже на первом этапе пользователь получал 5 000 новостных сайтов, освещающих мировые события. Сайт поисковика размещал заголовок статьи и ссылку на нее.
- Весной 2003 года прошло крупномасштабное обновление: появилась оптимизированная панель инструментов второго поколения. Теперь значок поисковика отображался на панели Windows, что позволяло заниматься поиском информации не открывая браузер.
- Через год пользователи с помощью поисковой локализации уже могли находить информацию о конкретном населенном пункте, учреждении, расположенном неподалеку. Выдача стала в разы точнее.
- Весной 2004 года запустили Gmail (почтовый сервис), для каждого абонента первоначальный объем составлял 1 ГБ.
Выход на IPO
Решение, как правильно выйти на фондовый рынок, пришло не сразу. Авторам проекта важен был не только заработок – не хотелось потерять рычаги управления компанией.
Для минимизации рисков они проводят первое публичное размещение акций (IPO) Google по схеме, принципиально отличающейся от принятой на Уолл-стрит.
Минимальная стоимость одной ценной бумаги была определена в $110. На онлайн-аукционе разыгрывали право на покупку акции, ставка должна быть не меньше минимальной цены. Участвовать могли рядовые граждане, компании.
Пейдж и Брин рискнули и снизили стоимость акции до 85 долларов. В итоге привлечь столько финансов, сколько хотелось бы, не получилось, но зато контрольный пакет акций остался в их руках. На следующий после IPO день Ларри и Сергей проснулись миллиардерами.
Слияние и поглощение
К стратегии, направленной на поглощение мелких компаний, приступили в 2003 году. Первой в этом списке стала компания Pyra Labs. Также получилось заполучить Blogger (сервис для ведения блогов), ставший на какое-то время подобием интернет-журналов.
Через три года оформлена покупка текстового редактора Writely, который позже переформатировали в Google Docs. Далее была приобретена платформа для корпоративной работы (JotSpot), на основе которой позже создают Google Sites.
Крупнейшей сделкой в истории Гугл можно считать покупку YouTube. Стоимость видеохостинга на то время – $1,6 млрд. Через год список приобретений пополнился мобильной операционной системой Android. На рынке мобильного ПО теперь два монополиста: Аpple и Google.
Преобразования
Исполнительным директором компании вместо Шмидта в 2011 году стал Пейдж. Он считал, что ТОП-менеджеры должны возглавлять отдельные бизнес-подразделения, подчиняться и отчитываться ему, но иметь бóльшую свободу, больше полномочий и власти для принятия значимых решений.
В результате реорганизации менеджеры перешли на новый уровень и получили новые должности, за Брином осталось руководство стратегическими инициативами.
Следующим этапом реорганизации стало учреждение холдинга Alphabet 10.08.2015 года. Должность генерального директора занял Пейдж, президента – Брин.
Компания Гугл как дочернее предприятие вошла в его состав, руководителем назначили Сундара Пичаи.
После ухода из корпорации Брина и Пейджа, объявивших об этом в декабре 2019 года, Пичаи возглавил руководство технологическим гигантом.
Google в цифрах
Обычный проект двух студентов, начавшийся в 1997 году, разросся до компании мирового масштаба. О грандиозности и значимости говорят следующие цифры.
- Деятельность осуществляется в 200 странах.
- В секунду обрабатывается более 65 000 запросов.
- За месяц проводится обработка более 40 млрд запросов.
- Стоимость в 2022 году: $1 885,28 млрд.
- Стоимость бренда: $191,2 млрд.
- Доход: $183 млрд.
- Доход от рекламы за квартал 2022 года вырос до $54, 66 млрд.
Если исчезнет Гугл, то вместе с ним не станет миллионов сайтов и перестанут «правильно» работать около 30% сайтов во всем мире. Его отсутствие негативно скажется на мировой экономике, а потери будут исчисляться сотнями миллиардов долларов.
Да и рядовой пользователь уже настолько привык к быстрому ответу в поисковике, что без него на первых порах будет непросто.