Официальное название Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге – собор преподобного Исаáкия Далматского. В 1928 году он стал музеем. В 1991 году там разрешили проводить богослужения и с тех пор они проходят каждодневно. Посмотреть на уникальное здание, познакомиться с историей его создания, узнать об интересных фактах и легендах, связанных с ним, приезжают со всего мира.
Предшественники нынешнего Исаакия
История строительства Исаакиевского собора неразрывно связана с основанием и развитием Северной столицы, полна неожиданными поворотами, событиями, удивительными фактами, интересными не только для взрослых, но и для детей. Нынешнее здание уже четвертое по счету.
Первая церковь
В начале XVIII века на Адмиралтейских верфях к строительству русского флота было привлечено около 10 000 человек, поэтому назрела необходимость в постройке церкви. В 1706 году по приказу Петра I для нее подобрали подходящее по размерам здание – большой деревянный одноэтажный чертежный амбар неподалеку от Адмиралтейских ворот.
Перестройкой и возведением шпиля на крыше руководил архитектор из Голландии – Харман ван Болос. Заложена церковь в 1710 году в день памяти Святого Исаакия Далматского, первую службу отслужили в этом же году. 1712 год, а именно 19 февраля, вписан в историю знаменательных дат церкви – в этот день здесь прошел обряд венчания Петра I и Екатерины Алексеевны.
Города быстро строился, население увеличивалось, и церковь уже не вмещала прихожан. Решено было демонтировать ее и возвести новую, но уже каменную.
Вторая церковь
К строительству приступили в 1717 году, сигналом к началу послужил первый, заложенный Петром I, камень в основание церкви. Проект разработан известным зодчим Георгом Маттарнови, после его смерти работами руководил Николай Гербель. После обнаружения нарушений в проекте он был отстранен и до окончания работ в 1728 году стройкой занималось еще несколько архитекторов.
Особенности:
- Первая в России церковь, построенная в форме латинского креста.
- Фасады штукатурили, декора на них почти не было, фронтоны боковых притворов украшали лаконичные карнизы.
- Для остекления окон использовали стекло местного ямбургского завода.
- Под окнами устроены ниши, крышу с четырьмя скатами покрыли железными листами.
- Проектная длина длина – 60,5 м, протяженность от северных до южных дверей – 32,4 м.
- Высота колокольни с встроенным в нее часовым циферблатом – 27,4 м, шпиля – 13 м.
- На лукообразном шпиле располагался флюгер в виде позолоченного ангела с крестом.
- Летом 1733 года колокольня пострадала от удара молнии, отстроили ее быстро, в следующем году сделали часы.
- В мае 1735 года во время грозы здание церкви сильно пострадало (опять попала молния), стены и галереи пришлось отстраивать заново, крышу покрыли медью.
При восстановлении стало понятно, что близкое расположение к реке влияет на основание, поскольку грунт оседает и необходимы сложные работы. Решили строить новую, место выбрали другое – подальше от реки.
Третья постройка
Новое здание заложили в августе 1768 года, проект разработал Антонио Ринальди, Екатерина II его одобрила. Строительство после ее смерти заморозили, архитектор уехал из России. Указом Павла I дальнейшие работы поручены Винченцо Бренне.
Из-за нехватки финансов проект пришлось изменить – уменьшили размеры верхней части здания, главного купола, другие четыре купола строить не стали. По первоначальному проекту стены должны быть облицованы мрамором, но часть его забрали в Михайловский замок, поэтому материала просто не хватило, и частично облицовку сделали из кирпича. Внешне собор выглядел неказистым, приземленным, поскольку пропорции изменили, а сочетание мрамора и кирпича делало его нелепым.
Обряд освящения прошел 30 мая 1802 года, но почти сразу же заговорили о необходимости перестройки.
Современное здание
В 1809 году Александр III утвердил программу конкурса на перестройку. Необходимое условие – нужно было сохранить три освященных алтаря в существующем Исаакиевском соборе. Ни один из предлагаемых проектов до 1816 года не был утвержден. В этом же году император подписал указ о вступлении на должность императорского архитектора молодого Огюста Монферрана, ему же поручили подготовить проект перестройки.
После существенных исправлений и добавлений его проект в 1825 году был утвержден, после чего приступили к строительству. Фундамент начали сооружать в 1818 году.
Интересные факты:
- Для свай брали просмоленный ствол сосны, всего их потребовалось 12 130 штук и пять лет времени.
- Сваи вбивали чугунной бабой, ворот приводили в движение лошадьми.
- Стены были прочными, толстыми – 2,5-5 м, толщина мраморной наружной облицовки – 40-50 см.
- Своды (толщина 1,1-1,25 м) из кирпича опирались на шесть пилонов, кроме них для декора создали своды, облицованные мрамором.
- Чтобы не утяжелять конструкцию, купол изготовили из металла, всего потребовалось 490 т железа, 990 т чугуна, 49 т меди, 30 т бронзы.
- Высота соборного здания – 101,5 м, площадь – 4 000 м², вместимость – 12 000 человек, вес – 300 000 т.
- При золочении куполов методом огневого золочения от паров ртути скончались 60 мастеров.
- На позолоту купола и золочение интерьера использовали червонное золото, его потребовалось более 100 кг и 300 кг соответственно.
- На стройке задействовали более 400 тысяч государственных и крепостных крестьян, четверть скончалась из-за болезней, несчастных случаяев.
- Общая сумма затрат составила более 23,26 млн рублей серебром – для того времени это огромные деньги (обычный дом можно было построить за 130-140 руб.).
- Возведение здания завершили в 1842 году, после чего приступили к оформлению, которое длилось долгих 16 лет.
Столь долгое строительство (40 лет), по мнению современников архитектора, объяснялось предсказанием прорицателя, предрекшим Монферрану смерть по завершении стройки. Так и произошло – после обряда освящения храма он не прожил и месяца.
Колонны Исаакия
Для постройки колонн использовали гранитные монолиты, добываемые под Выборгом способом, придуманным каменотесами. В просверленные в породе отверстия помещали клинья и ударяли по ним, пока не пойдет трещина, затем вставляли в трещину железные рычаги с кольцами и выламывали блок. Канаты, продетые сквозь кольца, тянули 40 рабочих. Перевозку осуществляли на специально построенных плоскодонных суднах, каждое буксировали два парохода, на земле проложили рельсы.
В течение двух лет (к 1830 году) установили 48 колонн, спустя 11 лет приступили к установке еще 24-х. Каждая весила 64 т и поднять их нужно было к куполу, высота подъема – 43 м. Поднимали с помощью специальных лесов, спроектированных А. Бетанкуром, конструкция позволяла совершить подъем одной колонны за 40-45 минут. Что интересно, колонны вокруг стен были установлены раньше, чем построено само здание.
Ныне со смотровой площадки на колоннаде купола открывается удивительная панорама города. Но подняться туда сможет не каждый – лифт отсутствует. Поднимаются и спускаются по винтовым лестницам с 262 ступенями каждая. Особенность лестниц – на каждой десятой ступеньке стоит число, показывающее, сколько ступенек осталось пройти.
Легенды и загадки Исаакиевского собора
С момента принятия решения о строительстве собора прошло более трех веков. Какие-то события отражены в исторических документах, какие-то передаются из уст в уста и реальность в них разбавлена домыслами. Причин для их появления много: излишняя трата государственных средств, долгострой, много смертей и др.
Легенда о колоннах
На изготовление колонн главного алтаря (высота – 9,5 м, диаметр – 1 м) требовался первоклассный малахит, 1 500 пудов которого в 1843 году Манферрон заказал заводу Демидовых в Нижнем Тагиле. На подборку материала ушел не один год. По мнению современников строительства, на колонны заводчик потратил все запасы малахита, что негативно сказалось на престиже камня. В итоге добывать его почти перестали ввиду экономической невыгодности.
По этому поводу в народе сложилась легенда, объясняющая ситуацию. Согласно легенде, хозяйку Медной горы, а она – языческое божество, оскорбило, что камень использовали в строительстве храма для православных. В ответ на это она скрыла залежи камня в недоступных глубинах.
Династия Романовых и строительные леса
После завершения строительства, длившегося 40 лет, собор постоянно нуждался в ремонте, всплывали какие-то недоделки, огрехи. Мастерам приходилось пользоваться строительными лесами, поэтому их не разбирали. Конструкция примелькалась, к ней привыкли, и появилась легенда, связанная с династией Романовых – они правят, пока стоят леса. Появлению ее способствовал тот факт, что ремонтные работы требовали огромных денег, а брали их в государственной казне.
Известно, что леса демонтировали в 1916 году, а в марте Николай II отрекся от престола, так что доля правды в легенде есть.
Слухи о продаже
В тридцатые годы XX века активно обсуждали слух о том, что американцы будто бы хотят купить собор, напоминающий им Капитолий. Переправлять его собирались на судах, предварительно разобрав. В обмен американцы сделают асфальтовое покрытие всех булыжных мостовых Петербурга.
Поводы для таких разговоров были – голод 1932-1933 г.г. унес жизни миллионов людей, но, несмотря на это, экспорт хлеба рос. Поговаривали, что за рубеж вывозили и исторические ценности. Напряженная обстановка, негатив советских граждан ко всему иностранному стали, по всей вероятности, причиной появления слухов, что американцы не прочь воспользоваться сложной ситуацией в СССР.
Память о блокаде
То, что Исаакиевский собор не разрушен во время постоянных бомбежек, можно назвать чудом. Казалось бы, попасть в него проще простого, поскольку купол виден в любой точке города, но немцы прямой наводкой в него не стреляли. Спрятанные в подвалах произведения искусства не пострадали.
О том, что события будут развиваться таким образом, предположение сделал офицер артиллерии в отставке. Когда немцы близко подошли к городу и угрозу оккупации со счетов снимать было нельзя, обсуждали вопрос эвакуации художественных ценностей. То, что не успели вывезти, необходимо было надежно спрятать.
Присутствовавший на заседании исполкома офицер запаса предложил использовать для хранения подвалы собора. По его мнению, немцам его купол нужен в качестве ориентира, поэтому они сохранят его для пристрелки. В действительности так и вышло.
На поверхности колонн, ступеней остались вмятины от попадания осколков. Часть из них сохранили как напоминание потомкам о блокадных днях.
В Исаакии интересно все: необычная судьба, роскошь, красота, тайны, загадки, связанные с ним. Поэтому к нему постоянно приковано внимание историков, ученых, посмотреть на архитектурный шедевр специально приезжают из самых отдаленных уголков страны, мира.