Интересные факты про буддизм

Буддизм и буддисты История

Наряду с индуизмом, джайнизмом, сикхизмом, буддизм относят к дхармической (индийской) религии, возникшей в период VI-IV вв. до н.э. Ныне это одна из крупнейших религий мира, в рядах которой состоит более 7% населения планеты. Краткие сведения из истории возникновения буддизма, его особенностях, интересные факты о жизни и биографии Будды заинтересуют взрослую и детскую аудиторию.

Таиланд

Кратко о возникновении буддизма

Возникновение буддизма относят к середине I тысячелетия до н.э., а именно к условному году вступления Будды (основатель учения) в паринирвану, т.е. к 543 году до н.э. По мнению многих современных исследователей, год смерти иной – 486 год до н.э.

Появилось течение в среде странствующих по территории северной Индии отшельников и аскетов и на исторической родине просуществовало до нашествия ислама в XIII веке, пережив не одну эпоху расцвета.

Паринирваной называют окончательную нирвану, достижение которой возможно только после того, как достигшее просветления (бодха) существо умрет физически. Под просветлением понимается «полное и целостное осознание природы реальности».

Благодаря покровительству императора Ашока (III век до н.э.), властителей империи Кушан, учение Будды постепенно вышло за пределы Индии и распространилось в азиатских странах. Проникновению на другие территории способствовал Великий Шёлковый путь, связывающий земли Восточной Азии со Средиземноморьем. Начиная с VIII века на территории нынешнего Афганистана, Пакистана, среднеазиатских государств учение начало подвергаться гонениям со стороны последователей ислама.

В XII веке ислам начал наступать и в Индии. Кризисные явления связывают со все возрастающим влиянием индуизма на общественную жизнь. Покровители постепенно возвращались к традиционной культуре, государственной помощи учение Будды получало все меньше. Без такой поддержки в Индии оно стремительно угасало.

В то же время учение успешно осваивало новые территории в Китае, Корее, Монголии, Японии, на юго-востоке и юге Азии. В Бурятии, Калмыкии, Туве оно стало доминирующей религией. В XIX-XXI веках влияние буддизма распространилось на новые территории в европейских странах, в Америке. В России общины буддистов появились во многих крупных городах, число их членов составляет около 1% населения этих городов.

Последователи в Африке

5 интересных фактов

  1. Ныне индийцев, относящих себя к буддистам, насчитывается меньше 1%.
  2. Среди распространенных в Индии индуизма, ислама, христианства, сикхизма буддизм по численности занимает пятое место.
  3. Толчком к развитию буддизма в России послужило появление в Приамурье и Приморье государства Бохай (VIII век). Постепенно учение проникло на соседние территории. В XVIII веке оно было официально признано Екатериной II.
  4. В 1953 году в Пекине с целью поддержки дружеских взаимоотношений с буддистами азиатских государств создали Буддийскую ассоциацию.
  5. В современном мире произошло смешение буддизма с восточными религиями, например, с синтоизмом, даосизмом.

Статуя Будды на рассвете

Жизнь и деятельность Будды

Европейская наука долгое время подвергала сомнению факт существования реального исторического лица – Сиддхартхи Гаутамы, которого считают основателем буддизма. Были предположения, что это вымышленный персонаж, поскольку в описании его жизни много легенд, явных преувеличений. По мнению большинства современных исследователей, такая личность, все же, была, но разногласия о периоде жизни основателя Буддхадхармы остаются.

По утверждениям западных историков, последним годом жизни Будды является 486 год до н.э. Если учесть, что умер он в возрасте 80 лет, то получается, что год рождения – 566 год до н.э.

Родители будущего Будды – Шуддходан и Махамайя – жили в городке Капилавасту на северо-востоке Индии. Легенда гласит, будто перед зачатием будущей матери приснился необычный сон: в её правый бок вошел белого цвета слон. Утром она рассказала о видении мужу, а тот решил узнать о значении сна у астрологов. Те предсказали, что ребенок станет или правителем мира, или великим учителем, если его устремления будут направлены к духовным поискам.

Роды начались, когда Махамайя была в пути, поэтому рожать ей пришлось в роще рядом с дорогой. Рожала она стоя, ребенок появился на свет через правый бок и сразу же сделал первые семь шагов. Необычные роды сказались на здоровье роженицы, и она вскорости скончалась.

Младенца по просьбе Шуддходана осмотрел астролог и, обнаружив на его теле физические особенности, решил, что это знак особого предназначения. Получается, он подтвердил данное еще до родов предсказание. На пятый после рождения день мальчика нарекли Сиддхартха, что на санскрите означает «окончательно достигший цели».

Отец постарался оградить ребенка от негативных воздействий и создал все условия для интеллектуального и физического развития: крепкие, здоровые и красивые слуги, учителя, практические занятия. Мальчик без усилий овладевал знаниями, увлеченно занимался всем, что ему предлагали.

Однажды, что было нетипично, мальчик остался один и впав в глубокий транс, просидел, скрестив ноги, несколько часов. Случившееся ещё раз подтвердило склонность к созерцанию жизни.

Древний город Капилавасту

Личная жизнь

В те времена шестнадцатилетние юноши должны быть готовы к вступлению в брак, поэтому для Сиддхартхи присмотрели невесту из семьи Яшодхара. Как и молодой человек, невеста была представительницей древнеиндийского общества кшатриев – владетельных воинов.

Девушка среди претендентов должна выбрать жениха на свой вкус. Юноши состязались в силе и ловкости, и выбор пал на Сиддхартху – он смог поднять огромный лук и натянуть тетиву, что оказалось не под силу остальным участникам соревнований.

В молодой семье вскорости произошло радостное событие: рождение сына Рахула. Согласно традициям, Шуддходан после этого мог передать свои полномочия сыну и отойти от дел, но вопреки ожиданиям, этого не произошло.

Встречи, изменившие жизнь

За год до тридцатилетия, когда Сиддхартха поехал по делам, произошли события, повлиявшие на его дальнейшую жизнь. После встречи с дряхлым стариком пришло осознание, что сила и молодость когда-то закончатся, что это состояние временное. Затем он встретился с больным человеком, тяжело переносившим болезнь, и понял, что здоровье не постоянная категория и утратить его легко.

Следующая по значимости встреча произошла на дороге, по которой двигалась процессия, провожающая человека в последний путь. Царевич, опечаленный увиденным, осознал, что жизнь любого живого существа конечна. Все эти тяжелые встречи были смягчены четвертой, когда он увидел отшельника-санньясина в процессе медитации и понял: есть путь, помогающий человеку преодолеть беды и скорби, ожидающие его. Каков этот путь он пока не знал, но появилась уверенность, что он есть.

Утвердившись в этом, Сиддхартха решает отправиться на поиски пути, помогающего избавиться от страданий. Ночью вместе с верным слугой он покидает отчий дом, а покровительствующие ему божества помогли, чтобы что стук копыт не услышал ни один человек. Войдя в лес, Гаутама обрезает мечом волосы, связывающие его с прошлым, и один уходит вглубь.

Будда на пути просветления
В течение следующих шести лет новоиспеченный отшельник ищет гуру, который научил бы работать над собой, помог встать на путь самосовершенствования и познать истину. Это уже не Сиддхартха, а Шакьямуни, т.е. «мудрец из рода Шакьев». Известно, что наставников было несколько и, благодаря им, он научился медитировать, пользоваться методами психотехники, овладел многими практическими навыками.

Ожидаемого чувства свободы и неподверженного страданиям состояния, Шакьямуни не получил. Покинув учителей, он примкнул к отшельникам, исповедующим идеи освобождения через особые аскетические техники. Одна из них – суровый пост. На тот момент его физическое состояние было таково, что положив пальцы на живот, он чувствовал позвоночник.

Но даже путём самоистязаний Гаутама не нашел того, к чему стремился. Прекратить тяжелое испытание решил после того, как в видении его посетил бог Индра. Поев варёного риса, он восстановил силы. Сотоварищи-аскеты покинули его, сочтя предателем.

Просветление (бодха)

Задавшись целью обрести истину, Гаутама дал зарок не сойти с места, пока цель не будет достигнута. Скрестив ноги (поза «лотоса»), он сел под фикусом и начал медитировать. В ходе медитации ему пришлось преодолевать соблазны и искушения, посылаемые демоноподобными существами.

Просветление пришло на 49-й день медитативного состояния – 36-летний Гаутама достиг бодхи, постигнув Четыре Благородные Истины, составляющие ядро буддизма. С тех пор его стали называть Буддой.
Осознание заключается в том, что пришло понимание: жизнь – это страдание; причина страданий – желания и влечения; есть бытие без страданий; обрести такое бытие помогает особый путь.

C учениками

10 интересных фактов о Будде

  1. Мог, выйдя из бренного мира, получить свободу, освободиться от земных страданий, но решил остаться до тех пор, пока не распространит полученные знания. Выбор помог сделать бог Брахма, вмешавшийся в ситуацию. После принятия решения Будда отправился в город Бенарес, бывший в те времена местом паломничества. Первую проповедь («Проповедь о повороте колеса учения») произнес в местечке «Олений Парк». Отказавшиеся от него аскеты признали учение и последовали за ним.
  2. Объектами культа стали Будда, дхарма, т.е. учение, и сангха (община).
  3. Следующие 45 лет при поддержке властей и благотворителей активно распространял свое учение. Во время проповедей довольно часто происходили чудеса, знамения, что привлекало в общину все больше последователей. Её членами стали жена и сын. К концу земного пути учеников было около 12,5 тысяч.
  4. Земное странствование завершилось в Кушинагаре. Испробовав приготовленную почитателем пищу, 80-летний Шакьямуни заболел. Почувствовав кончину, призвал учеников, дал последние наставления и перешёл в форму бытия, где нет страданий.
  5. Тело, согласно традициям, кремировали. Частицы пепла были перевезены в государства, которые возглавляли его ученики. В местах положения останков возводили ступы (холмы). После ступы стали местом паломничества и поклонения.
  6. После Будды не осталось ни одного его письменного текста. Спустя какое-то время, у философии буддизма появилось множество направлений.
  7. Священные тексты буддизма собраны в Трипитаке – священной книге, в составе которой три раздела. В Винае содержатся дисциплинарные правила сангхи; в Сутре – повествования о жизни Будды, описание его деяний, поступков, поучений; в Абхидхарме – философские тексты.
  8. Буддизм выделяется отсутствием идеи Творца, Создателя Вселенной, но божества не отрицаются. Многие буддийские божества заимствованы из народных верований.
  9. Согласно положениям буддизма, существует шесть форм рождения (бытия). К ним относятся люди; дэвы – боги; асуры – демонические божества; животные; преты – голодные духи; нараки – обитатели адских глубин.
  10. Вселенная по представлениям буддистов разделена на сферу чувственного, сферу форм и сферу не-форм. В чувственной обитают все живые существа, наделенные органами чувств, в сфере форм живут существа, преодолевшие привязанности и находящиеся в сосредоточении покоя и внутреннего наслаждения. В третьей сфере нет вещества, материи, принимающей объемы — соответственно, нет предметов для услады чувств и нет самих органов чувств.

Статуя Будды
По Тхераваде, старейшей буддийской школе, Будда – это подобный нам человек, достигший просветления путём духовных усилий. Он выше людей, богов и никак не связан с нашим миром, поэтому общение с ним посредством молитв или жертвоприношений не имеет смысла. Он не оказывает помощи просящему, не одаряет благами. Кто пойдет по его пути, станет таким же, как он.

Оцените статью
Интересные факты обо всем на свете.
Добавить комментарий