Интересные факты про балет

Интересные факты про балет Без рубрики

Мысль в движении, одухотворенная пластика, показанная в хореографии жизнь – все это в полной мере можно отнести к балету. Самостоятельным видом искусства он стал во второй половине XVII века. В современном его виде кроме классического и характерного танца используют другие техники, гимнастические и акробатические элементы. Почитателям балета будут небезынтересны факты из истории его возникновения, интересные подробности создания некоторых всемирно известных постановок.

Кратко об истории балета

Родиной балета считают районы Северной Италии, период появления – эпоха Возрождения. В переводе с итальянского «балет» означает «танцевать». Поначалу это был небольшой танцевальный эпизод с определенным настроением. Участвовали в нем танцоры, изображавшие мифологических персонажей. Простому народу такие танцы были недоступны, а зажиточное сословие стало приглашать танцмейстеров для разучивания отдельных движений, танцевальных фигур.

Развитие балет получил во Франции, где в период правления Людовика XIV балы при дворе достигли невероятного размаха и великолепия. Сам король тоже принимал участие в представлениях и прозвище Король-Солнце получил из-за роли Солнца. В 1661 году по его распоряжению создали первую и единственную на то время Академию музыки и танца. Руководство осуществлял Пьер Бошан, создавший пять позиций, вошедших в основу классического танца.

Пьер Бошан 5 позиций

Бошана после открытия Парижской оперы пригласили на должность балетмейстера. Он же является создателем балетной труппы. Что интересно, сначала в труппу набирали только мужчин, танцовщицы на сцене появились только в 1681 году.

10 интересных фактов:

  1. Актерами в первых спектаклях были придворные. Танцевали, в основном, гавот, медленный менуэт, павану. Для постановок брали оперы-балеты Люли, комедийные балеты Мольера.
  2. Из-за тяжелых платьев, масок, обуви на каблуках женщинам выполнять сложные движения в танце было трудно. Мужчины стесненность ощущали меньше, поэтому их движения были более грациозными и изящными. Постепенно каблуки из женского балетного костюма исчезли, костюмы стали более свободными, легкими. Мужчины начали выступать в обтягивающих панталонах до колен, в чулках.
  3. Новое романтическое направление появилось к концу XVIII века. Оно уверенно набирало обороты, но ко второй половине XIX века балет вновь стал придатком оперы. В «романтический» период появились пуанты. Впервые в них (1831 год) выступила Мария Тальони. На самодельных красных атласных тапочках появилась кожаная подошва, укрепленный носок. В следующем году в «Сильфиде» Тальони впервые предстала перед зрителями в пачке. Успех выступления был ошеломительный!
  4. В 1673 году при дворе царя Алексея Михайловича прошло первое балетное представление. Историю Орфея и Эвридики представляли медленные танцы, изящные томные поклоны, смена поз, пение, стихи, красивая речь.
  5. При Петре I в учебных заведениях ввели обязательное обучение танцам, на праздники во дворце приглашали зарубежных музыкантов, оперных певцов, балетные труппы.
  6. Первую русскую балетную школу открыли в 1738 году. Группа состояла из детей придворной челяди. Выпускников школы можно считать первыми русскими танцовщиками-профессионалами. Один из них – Тимофей Бубликов, был известен за границей, его приветствовали почитатели балетного танца в Вене.
  7. Указ об учреждении балетной труппы из русских танцовщиков был подписан Елизаветой I в 1742 году. Первыми звездами русского балета стали Аксинья Баскакова и Афанасий Топорков.
  8. К началу XIX века русский балет заслужил признание. Благодаря русским танцовщицам балет стал воздушным, изящным, благородным, выразительным. Наряду с воспетой Пушкиным Авдотьей Истоминой своим исполнением удивляли Мария Данилова, Анастасия Лихутина, Екатерина Телешова.
  9. Первая музыка специально для балета написана Чайковским. До него музыку писали под элементы танца, теперь пластика, движения, изящество исполнителя должны передать настроение, эмоции, должны помочь зрителю понять сюжет.
  10. Своему возрождению романтический балет обязан М. Фокину, сделавшему понятным и говорящим язык тела в танце. В начале ХХ века успех «Египетских ночей», «Умирающего лебедя», «Ацис и Галатея» был феноменальным. По приглашению Дягилева Фокин стал главным постановщиком в «Русских сезонах». После этого он получил известность, а мир узнал об Анне Павловой, Адольфе Больме, Тамаре Карсавиной, Вацлаве Нижинском и др.

Анна Павлова

Всемирно известные русские балеты

Статус столицы балета в середине XIX века от Парижа перешел к Петербургу. Мариус Петипа, работавший там в течение шести десятков лет, создал систему классического танца и шедевры, не сходящие со сцены в наши дни. Балет ХХ века тоже подарил миру немало постановок, ставших всемирно известными, любимыми.

«Жизель» (музыка А. Адана)

Первый показ балета посмотрели зрители театра Ле Пелетье в Париже. После весь месяц показывали только «Жизель», за год прошло 26 представлений. Анну Павлову в этом спектакле увидели в 1903 году в Мариинском театре.

Интересные факты:

  • в переводе с германского «gisil» означает «заклад», «залог»;
  • музыку Адан написал всего за 10 дней;
  • получив от русского императора приглашение стать придворным композитором, он отказался, посчитав, что в России живут варвары и традиции в ней дикие;
  • среди парижских модниц после премьеры приобрела популярность прическа с пробором по центру.

Балет Жизель

 «Дон Кихот» (музыка Л. Минкуса)

С постановкой Петипа первыми познакомились зрители Большого театра в 1869 году. Премьера прошла успешно и балет через два года показали в Петербурге. Классическую постановку хореограф дополнил до пяти актов, придумал «белый акт», названный «Сон Дон Кихота».

Современного «Дон Кихота» поставил А. Горский, увлекающийся Станиславским. По его мнению, старый балет должен быть логичнее и убедительнее. В итоге прежние симметричные композиции он разрушил, не стал использовать пачки в сцене «Сна», настоял на смуглом гриме актрис, изображающих испанок. В Большом театре «переделанный» балет прошел 225 раз.

Балет «Дон Кихот»

«Лебединое озеро» (музыка П. Чайковского)

Премьерный показ прошел 4 марта 1877 года в Большом театре. Зрители и критики восприняли его холодно, сочтя, что музыка Чайковского скучна, воспринимать ее сложно. В Мариинке балет прошел уже после кончины композитора. Партитуру автора сократили на треть, в создании хореографии принимал участие Петипа (I и III действие) и Лев Иванов (II и IV действие). Одетту сыграла Пьерина Леньяни, впервые исполнившая 32 фуэте. В последующих постановках отталкивались именно от этой версии.

«Лебединое озеро»

«Спящая красавица» (музыка П. Чайковского)

Балет представлен зрителю в 1890 году в Мариинском театре. Роль Авроры исполнила Карлотта Брианца. Спектакль не теряет популярности и ныне. Общий стиль и хореографию Петипа постарались кардинально не менять.

5 интересных фактов:

  1. Первые мысли по поводу музыки Чайковский начал записывать на страницах журнала «Русский вестник».
  2. На подготовку премьеры потрачены большие средства – декорации и костюмы стоили очень дорого.
  3. Генеральную репетицию посетил Николай II c семьей.
  4. В программу общеобразовательных школ включено знакомство с балетом, просмотр видеоматериалов.
  5. С балетом детей знакомят в музыкальных школах, хореографических училищах, танцевальных классах.

Спящая красавица

«Щелкунчик» (музыка П. Чайковского)

Сценарий сочинен М. Петипа, постановка осуществлена Львом Ивановым. Постановщику пришлось решать очень сложную задачу, поскольку сценарий был написан в стиле балета-феерии и слишком явно вступал в противоречие с музыкой. Первая постановка (1892 год) была признана неудачной, но Вальс снежных хлопьев критикам понравился.

Позже (ХХ век) глубинный смысл произведения Чайковского был понят, и «Щелкунчик» заслуженно занял лидирующие позиции. Балет ставили и ставят в России, в европейских и американских театрах.

Щелкунчик

«Весна священная» (музыка И. Стравинского)

В основе замысла лежит приснившийся Стравинскому сон о древнем ритуале, призывающем весну. Танец был исполнен молодой девушкой в окружении древних старцев. Исполнение было настолько эмоционально насыщенным, что девушка, в итоге, погибает.

Вместе с ним над балетом работал хореограф Нижинский, либретто написал Н. Рерих. Вопросами, связанными с постановкой, занимался С. Дягилев. Публика, пришедшая на премьеру (1913 год, Париж) освистала спектакль, выразив недовольство музыкой. Несмотря на это, Дягилев был уверен, что понимание придет, а зрители оценят балет по достоинству.

Весна священная

7 интересных фактов:

  1. Над музыкой Стравинский работал в г. Кларанс (Швейцария), ныне там есть улица «Священная война».
  2. Последнее, что написал Стравинский в России, это музыка к балету.
  3. Эскизы к костюмам, их оригиналы выставляли на аукционе Сотсби. Сейчас они находятся у частных коллекционеров. Известно, чтоВанесса Редгрейв (Великобритания) один из них использовала в качестве наряда на вечеринках.
  4. Для иллюстрации процесса появления жизни на планете Земля музыку из балета использовали в диснеевском мультфильме «Фантазия».
  5. В саратовском музее им. Радищева в одной из экспозиций можно увидеть картину Рериха «Весна священная», представляющая собой эскиз ко второй картине спектакля.
  6. На золотой пластинке, заложенной в корабль «Вояджер» (запущен в космос в 1977 году), в числе 27 других музыкальных произведений записана музыка к «Весне священной». Все эти произведения стали посланием землян к другим цивилизациям, встреча с которыми может произойти в бесконечном путешествии «Вояджера».
  7. Ныне существует 50 новых версий балета.

«Ромео и Джульетта» (музыка С. Прокофьев)

Партитура изначально писалась к празднованию 200-летней годовщины Ленинградского академического хореографического училища в 1934 году. Но из-за убийства Кирова проект не дошел до финальной точки. Премьера прошла в Брно в 1938 году, двумя годами позже балет показали в Ленинграде. Роль Джульетты исполнила непревзойденная утонченная Галина Уланова.

Ромео и Джульетта

«Ярославна» (музыка Б. Тищенко)

Премьерный показ прошел в 1974 году в Ленинграде в малом оперном театре. По замыслу автора, хореографа О. М. Виноградова, это должен быть истинно русский по духу и образности балет с отличающимся от классических принципов хореографическим языком и сценографией. Композитор Тищенко, сценограф Ю. П. Любимов гениально воплотили задумку. Образ Ярославны стал собирательным символом Родины. Плач и стенания Ярославны можно услышать в третьем действии – музыка точно передает горе и страдания женщины.

Балет Ярославна

«Золушка» (музыка С. Прокофьева)

Над музыкой композитор работал долгих четыре года – с 1940 по 1944 год. Премьера прошла в 1945 году в Большом театре, главную роль исполнила О. Лепешинская. Слушатели восприняли балет как гимн, салют одержанной в войне победе. Музыку часто исполняют как симфонию, она легла в основу оркестровых сюит.

Балет Золушка

Интересные факты:

  • в багаже Прокофьева семь балетов, за «Золушку» награжден Сталинской премией;
  • музыку Прокофьева Бальмонт называл «солнечной, яркой»;
  • в некоторых спектаклях мачеху и сестер Золушки играли мужчины.

Русский балет по-прежнему интересен зрителю. Многие постановки входят в репертуар Мариинского и Большого театра, Екатеринбургского, Пермского, Ростовского и Новосибирского театра оперы и балеты, Большого театра Белоруссии в Минске и др.

Оцените статью
Интересные факты обо всем на свете.
Добавить комментарий