Мысль в движении, одухотворенная пластика, показанная в хореографии жизнь – все это в полной мере можно отнести к балету. Самостоятельным видом искусства он стал во второй половине XVII века. В современном его виде кроме классического и характерного танца используют другие техники, гимнастические и акробатические элементы. Почитателям балета будут небезынтересны факты из истории его возникновения, интересные подробности создания некоторых всемирно известных постановок.
- Кратко об истории балета
- Всемирно известные русские балеты
- «Жизель» (музыка А. Адана)
- «Дон Кихот» (музыка Л. Минкуса)
- «Лебединое озеро» (музыка П. Чайковского)
- «Спящая красавица» (музыка П. Чайковского)
- «Щелкунчик» (музыка П. Чайковского)
- «Весна священная» (музыка И. Стравинского)
- «Ромео и Джульетта» (музыка С. Прокофьев)
- «Ярославна» (музыка Б. Тищенко)
- «Золушка» (музыка С. Прокофьева)
Кратко об истории балета
Родиной балета считают районы Северной Италии, период появления – эпоха Возрождения. В переводе с итальянского «балет» означает «танцевать». Поначалу это был небольшой танцевальный эпизод с определенным настроением. Участвовали в нем танцоры, изображавшие мифологических персонажей. Простому народу такие танцы были недоступны, а зажиточное сословие стало приглашать танцмейстеров для разучивания отдельных движений, танцевальных фигур.
Развитие балет получил во Франции, где в период правления Людовика XIV балы при дворе достигли невероятного размаха и великолепия. Сам король тоже принимал участие в представлениях и прозвище Король-Солнце получил из-за роли Солнца. В 1661 году по его распоряжению создали первую и единственную на то время Академию музыки и танца. Руководство осуществлял Пьер Бошан, создавший пять позиций, вошедших в основу классического танца.
Бошана после открытия Парижской оперы пригласили на должность балетмейстера. Он же является создателем балетной труппы. Что интересно, сначала в труппу набирали только мужчин, танцовщицы на сцене появились только в 1681 году.
10 интересных фактов:
- Актерами в первых спектаклях были придворные. Танцевали, в основном, гавот, медленный менуэт, павану. Для постановок брали оперы-балеты Люли, комедийные балеты Мольера.
- Из-за тяжелых платьев, масок, обуви на каблуках женщинам выполнять сложные движения в танце было трудно. Мужчины стесненность ощущали меньше, поэтому их движения были более грациозными и изящными. Постепенно каблуки из женского балетного костюма исчезли, костюмы стали более свободными, легкими. Мужчины начали выступать в обтягивающих панталонах до колен, в чулках.
- Новое романтическое направление появилось к концу XVIII века. Оно уверенно набирало обороты, но ко второй половине XIX века балет вновь стал придатком оперы. В «романтический» период появились пуанты. Впервые в них (1831 год) выступила Мария Тальони. На самодельных красных атласных тапочках появилась кожаная подошва, укрепленный носок. В следующем году в «Сильфиде» Тальони впервые предстала перед зрителями в пачке. Успех выступления был ошеломительный!
- В 1673 году при дворе царя Алексея Михайловича прошло первое балетное представление. Историю Орфея и Эвридики представляли медленные танцы, изящные томные поклоны, смена поз, пение, стихи, красивая речь.
- При Петре I в учебных заведениях ввели обязательное обучение танцам, на праздники во дворце приглашали зарубежных музыкантов, оперных певцов, балетные труппы.
- Первую русскую балетную школу открыли в 1738 году. Группа состояла из детей придворной челяди. Выпускников школы можно считать первыми русскими танцовщиками-профессионалами. Один из них – Тимофей Бубликов, был известен за границей, его приветствовали почитатели балетного танца в Вене.
- Указ об учреждении балетной труппы из русских танцовщиков был подписан Елизаветой I в 1742 году. Первыми звездами русского балета стали Аксинья Баскакова и Афанасий Топорков.
- К началу XIX века русский балет заслужил признание. Благодаря русским танцовщицам балет стал воздушным, изящным, благородным, выразительным. Наряду с воспетой Пушкиным Авдотьей Истоминой своим исполнением удивляли Мария Данилова, Анастасия Лихутина, Екатерина Телешова.
- Первая музыка специально для балета написана Чайковским. До него музыку писали под элементы танца, теперь пластика, движения, изящество исполнителя должны передать настроение, эмоции, должны помочь зрителю понять сюжет.
- Своему возрождению романтический балет обязан М. Фокину, сделавшему понятным и говорящим язык тела в танце. В начале ХХ века успех «Египетских ночей», «Умирающего лебедя», «Ацис и Галатея» был феноменальным. По приглашению Дягилева Фокин стал главным постановщиком в «Русских сезонах». После этого он получил известность, а мир узнал об Анне Павловой, Адольфе Больме, Тамаре Карсавиной, Вацлаве Нижинском и др.
Всемирно известные русские балеты
Статус столицы балета в середине XIX века от Парижа перешел к Петербургу. Мариус Петипа, работавший там в течение шести десятков лет, создал систему классического танца и шедевры, не сходящие со сцены в наши дни. Балет ХХ века тоже подарил миру немало постановок, ставших всемирно известными, любимыми.
«Жизель» (музыка А. Адана)
Первый показ балета посмотрели зрители театра Ле Пелетье в Париже. После весь месяц показывали только «Жизель», за год прошло 26 представлений. Анну Павлову в этом спектакле увидели в 1903 году в Мариинском театре.
Интересные факты:
- в переводе с германского «gisil» означает «заклад», «залог»;
- музыку Адан написал всего за 10 дней;
- получив от русского императора приглашение стать придворным композитором, он отказался, посчитав, что в России живут варвары и традиции в ней дикие;
- среди парижских модниц после премьеры приобрела популярность прическа с пробором по центру.
«Дон Кихот» (музыка Л. Минкуса)
С постановкой Петипа первыми познакомились зрители Большого театра в 1869 году. Премьера прошла успешно и балет через два года показали в Петербурге. Классическую постановку хореограф дополнил до пяти актов, придумал «белый акт», названный «Сон Дон Кихота».
Современного «Дон Кихота» поставил А. Горский, увлекающийся Станиславским. По его мнению, старый балет должен быть логичнее и убедительнее. В итоге прежние симметричные композиции он разрушил, не стал использовать пачки в сцене «Сна», настоял на смуглом гриме актрис, изображающих испанок. В Большом театре «переделанный» балет прошел 225 раз.
«Лебединое озеро» (музыка П. Чайковского)
Премьерный показ прошел 4 марта 1877 года в Большом театре. Зрители и критики восприняли его холодно, сочтя, что музыка Чайковского скучна, воспринимать ее сложно. В Мариинке балет прошел уже после кончины композитора. Партитуру автора сократили на треть, в создании хореографии принимал участие Петипа (I и III действие) и Лев Иванов (II и IV действие). Одетту сыграла Пьерина Леньяни, впервые исполнившая 32 фуэте. В последующих постановках отталкивались именно от этой версии.
«Спящая красавица» (музыка П. Чайковского)
Балет представлен зрителю в 1890 году в Мариинском театре. Роль Авроры исполнила Карлотта Брианца. Спектакль не теряет популярности и ныне. Общий стиль и хореографию Петипа постарались кардинально не менять.
5 интересных фактов:
- Первые мысли по поводу музыки Чайковский начал записывать на страницах журнала «Русский вестник».
- На подготовку премьеры потрачены большие средства – декорации и костюмы стоили очень дорого.
- Генеральную репетицию посетил Николай II c семьей.
- В программу общеобразовательных школ включено знакомство с балетом, просмотр видеоматериалов.
- С балетом детей знакомят в музыкальных школах, хореографических училищах, танцевальных классах.
«Щелкунчик» (музыка П. Чайковского)
Сценарий сочинен М. Петипа, постановка осуществлена Львом Ивановым. Постановщику пришлось решать очень сложную задачу, поскольку сценарий был написан в стиле балета-феерии и слишком явно вступал в противоречие с музыкой. Первая постановка (1892 год) была признана неудачной, но Вальс снежных хлопьев критикам понравился.
Позже (ХХ век) глубинный смысл произведения Чайковского был понят, и «Щелкунчик» заслуженно занял лидирующие позиции. Балет ставили и ставят в России, в европейских и американских театрах.
«Весна священная» (музыка И. Стравинского)
В основе замысла лежит приснившийся Стравинскому сон о древнем ритуале, призывающем весну. Танец был исполнен молодой девушкой в окружении древних старцев. Исполнение было настолько эмоционально насыщенным, что девушка, в итоге, погибает.
Вместе с ним над балетом работал хореограф Нижинский, либретто написал Н. Рерих. Вопросами, связанными с постановкой, занимался С. Дягилев. Публика, пришедшая на премьеру (1913 год, Париж) освистала спектакль, выразив недовольство музыкой. Несмотря на это, Дягилев был уверен, что понимание придет, а зрители оценят балет по достоинству.
7 интересных фактов:
- Над музыкой Стравинский работал в г. Кларанс (Швейцария), ныне там есть улица «Священная война».
- Последнее, что написал Стравинский в России, это музыка к балету.
- Эскизы к костюмам, их оригиналы выставляли на аукционе Сотсби. Сейчас они находятся у частных коллекционеров. Известно, чтоВанесса Редгрейв (Великобритания) один из них использовала в качестве наряда на вечеринках.
- Для иллюстрации процесса появления жизни на планете Земля музыку из балета использовали в диснеевском мультфильме «Фантазия».
- В саратовском музее им. Радищева в одной из экспозиций можно увидеть картину Рериха «Весна священная», представляющая собой эскиз ко второй картине спектакля.
- На золотой пластинке, заложенной в корабль «Вояджер» (запущен в космос в 1977 году), в числе 27 других музыкальных произведений записана музыка к «Весне священной». Все эти произведения стали посланием землян к другим цивилизациям, встреча с которыми может произойти в бесконечном путешествии «Вояджера».
- Ныне существует 50 новых версий балета.
«Ромео и Джульетта» (музыка С. Прокофьев)
Партитура изначально писалась к празднованию 200-летней годовщины Ленинградского академического хореографического училища в 1934 году. Но из-за убийства Кирова проект не дошел до финальной точки. Премьера прошла в Брно в 1938 году, двумя годами позже балет показали в Ленинграде. Роль Джульетты исполнила непревзойденная утонченная Галина Уланова.
«Ярославна» (музыка Б. Тищенко)
Премьерный показ прошел в 1974 году в Ленинграде в малом оперном театре. По замыслу автора, хореографа О. М. Виноградова, это должен быть истинно русский по духу и образности балет с отличающимся от классических принципов хореографическим языком и сценографией. Композитор Тищенко, сценограф Ю. П. Любимов гениально воплотили задумку. Образ Ярославны стал собирательным символом Родины. Плач и стенания Ярославны можно услышать в третьем действии – музыка точно передает горе и страдания женщины.
«Золушка» (музыка С. Прокофьева)
Над музыкой композитор работал долгих четыре года – с 1940 по 1944 год. Премьера прошла в 1945 году в Большом театре, главную роль исполнила О. Лепешинская. Слушатели восприняли балет как гимн, салют одержанной в войне победе. Музыку часто исполняют как симфонию, она легла в основу оркестровых сюит.
Интересные факты:
- в багаже Прокофьева семь балетов, за «Золушку» награжден Сталинской премией;
- музыку Прокофьева Бальмонт называл «солнечной, яркой»;
- в некоторых спектаклях мачеху и сестер Золушки играли мужчины.
Русский балет по-прежнему интересен зрителю. Многие постановки входят в репертуар Мариинского и Большого театра, Екатеринбургского, Пермского, Ростовского и Новосибирского театра оперы и балеты, Большого театра Белоруссии в Минске и др.