Интересные факты о Гагарине

Интересные факты о Гагарине Известные люди

Событие, произошедшее 12 апреля 1961 года, сыграло огромную роль в развитии космонавтики во всем мире. Впервые человек полетел в космос, и недолгие по нынешним меркам 108 минут открыли для науки новые горизонты, новые возможности. Первооткрывателем космических просторов стал Юрий Алексеевич Гагарин. О подвиге советского человека сложены песни, написаны стихи, сняты фильмы. Подборка интересных фактов для детей и взрослых позволит больше узнать о его жизни, биографии, полете.

Интересные факты из биографии первого космонавта

Дата рождения, указанная в метрике (свидетельство о рождении), не соответствует действительности. На самом деле Юрий родился ночью 8 марта, но отец не захотел записывать сына в женский праздник и договорился, что его запишут следующим днем, т.е. 9 марта.

Вместе с родителями он жил в деревне Клушино на Смоленщине, где проходили ожесточенные бои и свирепствовали оккупанты. Немало трагического и страшного произошло на его глазах, поэтому вспоминать о войне ему было тяжело.

О событиях военных лет, рассказанных Гагариным:

  1. В первый класс пошел в сентябре 1941 года, а в октябре деревню заняли немцы.
  2. Семья с четырьмя детьми ютилась в землянке 4х4 м, обогреваемой печкой-буржуйкой, отец работал на мельнице, и если удавалось вынести горсточку муки, то дома был праздник.
  3. Однажды стал свидетелем, как живший в их доме немец повесил его брата Бориса на шарфе, матери, которую Юра успел позвать, едва удалось спасти сына.
  4. Издевались и над другими членами семьи – высекли отца, упражнялись в стрельбе по бутылкам, а держал их брат Валентин.
  5. Вместе с другими подростками разбрасывал на дороге гвозди, осколки бутылок, забивал в выхлопную трубу немецкого мотоцикла тряпки.
  6. В январе 1943 года на принудительные работы забрали брата Валентина (17 лет) и сестру Зою (15 лет).

Юрий Гагарин в детстве

Когда отца в 1943 году призвали в армию, Юрию пришлось быть «главным» в семье, опорой и поддержкой для матери. Как считают биографы, этот факт дал толчок к развитию лидерских качеств будущего космонавта.

В 21 год он стал курсантом авиационного училища. Учился хорошо, выпускные экзамены сдал отлично, но его чуть не отчислили, потому как не удавалось справиться с посадкой самолета. Выяснилось, что причина в небольшом росте – посадочная полоса виделась под неправильным углом. Все получилось, когда на кресло положили подушку, и с задачей молодой пилот справился прекрасно.

К моменту, когда лейтенант Гагарин написал рапорт о зачислении в отряд космонавтов, налет у него был больше 265 часов. Пройдя очень жесткий отбор, он вместе с 20 претендентами был зачислен.

О подготовке к полету

К подбору кандидатов относились очень скрупулезно – он должен удовлетворять определенным параметрам. Требовался летчик весом до 72 кг, не выше 170 см, не старше 30 лет с отличным психическим и физическим здоровьем. Такие требования обусловлены сложнейшими условиями в космическом полете, конструктивными особенностями кабины модуля, в которой мог поместиться один человек именно с такими параметрами. Так же он должен состоять в партии, т. е. быть коммунистом.

Из всех кандидатов выбрали трех – Юрия Гагарина, Германа Титова, Григория Нелюбова. На роль первого утвердили Гагарина, запасного – Титова. Нелюдова чуть позже исключили из отряда космонавтов за дисциплинарные нарушения.

Подготовка Гагарина к полету

5 интересных фактов:

  1. На одном из этапов подготовки нужно было пройти непростой тест – 10 суток находиться в изоляции в сурдобарокамере, где атмосферное давление ниже нормы, высокая насыщенность кислородом, полная тишина. Психологически это было очень сложно, поскольку сколько дней он будет там находиться, летчик не знал. Во время теста Юрий делал зарядку, много читал, вел дневник, в определенное время передавал радиограмму (связь односторонняя), а врачи следили за состоянием его здоровья.
  2. За 19 дней до полета при испытании в барокамере начался пожар, пострадал Валентин Бондаренко. Спасти его врачи не смогли.
  3. При взлете и посадке космонавт испытывает давление, превышающее собственный вес в 6-8 раз, поэтому мышцы грудного отдела, пресса должны быть развитыми. На тренировках их укреплению уделяли особое внимание. Чтобы в невесомости чувствовать тело, уметь концентрироваться, контролировать мышцы, движения, в программу подготовки включали упражнения на батуте, с гантелями, мячами, гимнастику, плавание.
  4. Тренировки в невесомости проходили в самолете Ту-104. На высоте 10 км отключали двигатели, самолет начинал падать. Пока 35-40 секунд длилось состояние невесомости, нужно было учиться принимать пищу, координировать движения, записывать ощущения.
  5. Во время тренировки вестибулярного аппарата на центрифуге требовалось успеть считать с экрана небольшие цифры, привыкнуть к непривычным ощущениям, большим перегрузкам.

На специальном аппарате (вибростенд), имитирующем содрогание корабля во время работы двигателей, трясло как в лихорадке, тело вибрировало наподобие натянутой струны. Находиться в нем приходилось час, а то и дольше.

Подготовка Гагарина к полету

Вечером 11 апреля, как потом вспоминал Гагарин, на нем закрепили семь датчиков для контроля за состоянием. В 21.50 давление было 115/75, t=36,7 °С, сердце билось с частотой 64 удара в минуту. Благодаря тренировкам организм был готов к полету, а волнение космонавт усмирил усилием воли.

Нештатные ситуации во время полета

Подготовка к полету, полет – все это происходило впервые, наработок не было, поэтому возникали непредвиденные ситуации. К тому же, поджимало время – нужно во что бы то ни стало полететь в космос первыми, опередив американцев. Благодаря конструкторам, инженерам, работе команды, обеспечивающей полет, действиям космонавта, со всеми сложностями удалось справиться без потерь.

Перевес

За двое суток до старта Гагарина в скафандре и в кресле взвешивали. Лишний вес составил 14 кг, а это недопустимо. За одну ночь провели ряд мероприятий, позволивших облегчить капсулу. Например, обрезали кабели, используемые при непилотируемом полете, кое-какие датчики, что, отчасти, стало причиной возникновения некоторых нештатных ситуаций.

Гагарин

Неисправный контакт

За один час до пуска при задраивании посадочного люка спускаемого аппарата обнаружили, что закрытие не полное. Причина – отказ кольцевого контакта (всего их три). Люк по указу Королева открыли, провели регулировку контакта. Напряжение и ответственность у инженеров, отвечающих за эти работы, были неимоверными.

Отказ блока питания

Из-за отказа блока питания антенн системы радиоуправления ступени корабль вышел на нерасчетную орбиту. Максимальная высота составила 327 км вместо 230 км, минимальная – 181 км вместо 180 км. Согласно расчетам, корабль, если не сработает тормозная установка, со штатной орбиты мог вернуться обратно не позднее четырех суток. Все жизнеобеспечивающие системы были разработаны на 10 суток, а на «внештатной» орбите корабль мог пробыть около месяца. Гагарина уведомлять об этом не стали, поскольку изменить ситуацию он все равно бы не смог.

На заметку! Если бы отказала тормозная установка, космонавта ждала гибель. Такая вероятность не исключалась. Но полет завершился благополучно.

Неполный импульс

На 67-й минуте произошло срабатывание тормозной системы, но импульс был неполным, поскольку обратный клапан наддува в баке горючего закрылся не до конца. Шла потеря горючего. В итоге скорость снизилась лишь до 132 м/с вместо положенных 136 м/с. Траектория спуска получилась более пологой, что привело к возникновению других непредвиденных ситуаций.

Космический корабль Восток

Вращение корабля

Поскольку расчетная скорость торможения была не набрана, автоматика выдала сигнал, запрещающий разделение приборно-двигательного отсека и спускаемого аппарата. Из-за меньшей скорости торможения корабль перед входом в атмосферу стал беспорядочно вращаться. Рассказывая об этом, Гагарин говорил, что в иллюминаторе мелькала то Африка, то он видел небо или горизонт, но шторки закрывать не стал – было интересно, что происходит.

Сильнейшие перегрузки

Во время спуска, как потом сообщил космонавт, перегрузки, по его мнению, были выше 10g. Показания на приборах начали расплываться, казалось, что он потеряет сознание. Хорошая физическая подготовка помогла справиться с этим состоянием, организм выдержал и не дал сбоев.

Недолет

По расчетам приземление должно состояться в Хвалынском районе Саратовской области. Из-за того, что орбита была выше положенной по расчетам, торможение началось раньше, и недолет составил 180 км. Когда при катапультировании космонавт увидел широкую реку, он сразу решил, что это Волга. Была вероятность сноса аппарата в воду, но благодаря «потере» 43 кг неприкосновенного аварийного запаса (стропу, на которой крепился запас, Юрий обрезал), приземление произошло на сушу.

Приземление Гагарина

Спуск на двух парашютах

Конструкция космического корабля не предусматривала системы мягкой посадки, а без нее космонавт при сильнейшем ударе о землю мог погибнуть. Придумали схему катапультирования и приземления с помощью парашюта. Как и полагалось по плану, на семикилометровой высоте Гагарин катапультировался, спуск продолжил на основном парашюте.

Затем неожиданно произошло открытие ранца с запасным парашютом, но купол не раскрылся, повис. Через какое-то время подул ветерок, купол наполнился воздухом. Управлять парашютами не получилось, и почти до земли ветер дул в лицо. На совсем небольшой высоте (около 30 м) космонавта развернуло по ветру, что дало возможность совершить более мягкую посадку.

Проблемы с дыхательным клапаном

После раскрытия основного парашюта для доступа атмосферного воздуха нужно было открыть в скафандре клапан, расположенный в области шеи. Но найти открывающий тросик не получалось – он «затерялся» под демаскирующей оболочкой. Все же расстегнуть ее удалось, тросик был вытянут с помощью прямоугольного зеркальца, закрепленного слева на предплечье скафандра. Клапан открылся.

Интересный факт! Зеркальце разместили именно там по настоянию парашютиста-катапультщика Валерия Головина. При спуске летчик должен наблюдать за стропами и в случае чего перерезать перехлестнувшиеся. Для этого к скафандру на левой ноге был прикреплен чехол со специальным ножом.

Все усовершенствования были потом, а то, что перенес человек, первым полетевший в космос, заслуживает безмерного уважения. 27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин и инструктор В.С. Сергеев погибли при выполнении тренировочного полета на реактивном самолете МиГ-15УТИ.

Место гибели Гагарина

Оцените статью
Интересные факты обо всем на свете.
Добавить комментарий