В фильме «Титаник», вышедшему на экраны 19 декабря 1997 года, удачно сошлось все: интерес к катастрофе 1912 года, самому большому на то время круизному лайнеру, истории любви, случившейся над бездной океана. Картина заслуженно получила 11 наград из 14 номинаций кинопремии «Оскар».
По прошествии более двух десятков лет ее по-прежнему смотрят, любят, хотят знать интересные факты из истории создания, про то, как снимали. Об этом вполне можно снять отдельный полнометражный художественный фильм – настолько весь процесс увлекателен, сложен, необычен. Но пока киноманы об этом только мечтают.
«Титаник» – самые яркие эпизоды создания
Фильмография Джеймса Кэмерона, режиссера фильма, к середине 90-х была уже довольно внушительной. До момента, когда было принято решение снять фильм о трагических событиях апреля 1912 года, унесшего полторы тысячи жизней, он пересмотрел все, что к тому времени издали.
Задумка возникла после просмотра документальной ленты «Правда о Титанике», рассказывающей о найденных обломках лайнера. Идея оформилась, когда Джеймс в подарок от своего друга Льюиса Абернати на день рождения получил его труд о «Титанике». Немалую роль сыграли и фильмы о лайнере, снятые с помощью российских глубоководников. К написанию сценария Кэмерон приступил в 1974 году.
Погружения
Режиссер постарался быть максимально реалистичным: изучил все документы и воспоминания о крушении, на все свои вопросы старался получить профессиональный ответ от историков, ученых. Для получения достоверной картины 12 раз спускался в глубины океана, используя батискафы «Мир-1» и «Мир-2» на российском научно-исследовательском судне.
Интересные факты:
- Глубина погружения составляла около 3 750 м, что было небезопасно, поскольку любая авария могла привести к гибели.
- Спуск занимал не один час, а пленки в кассете хватало лишь на 20 минут, поэтому на дубли времени не было.
- Подводные съемки проводили установленными за бортом аппаратов «Мир» специально изготовленными для этого камерами Panavision.
- «Мир-2» оснастили маленьким телеуправляемым модулем, который с помощью кабеля направляли внутрь корабля, на модуле размещали специальные ртутно-галогенные йодистые светильники (до 8 штук) по 1200 ватт каждый.
- Сверху место погружения освещали лампы мощностью 10 000 ватт, установленные на аппарате «Медуза».
- Свои действия съемочная группа отрабатывала на макете лайнера, специально построенного для съемок.
- Чтобы было удобно выставлять свет, макет закрепили…на потолке.
- Подводные кадры – это монтаж натурных и студийных съемок.
- Для создания эффекта глубины в студию пускали дым, использовали специальные фильтры на камеру.
После премьеры Кэмерон прилетал в Калининград на встречу с командой ученых, подводников, участвующих в воплощении проекта в жизнь. Судно «Академик Келдыш», на борту которого находились батискафы, жили подводники, члены экипажа, базировалось в то время в порту города. Чтобы все смогли посмотреть фильм, картину несколько дней демонстрировали круглосуточно.
Макет лайнера
Макету «Титаника» Джеймс уделял большое внимание – все детали нужно воссоздать как в оригинале. Кораблестроителям пришлось потрудиться, чтобы приблизить макет к настоящему кораблю – отличия в размерах составляли всего 10%. Т. е. длина была меньше всего на 34 м и составляла 213 м, что можно сравнить с двумя футбольными полями. В большинстве сцен использовали именно этот макет, для общего плана, съемок крушения построили несколько меньших по размеру макетов.
Интересные факты:
- Модель возводили в огромном бассейне вместимостью 68 млн литров в специально построенном съемочном павильоне (Мексика, побережье Росарито).
- Поскольку размеры уменьшили на 10%, то на столько же уменьшили мачту, спасательные шлюпки.
- Для обшивки использовали пластины из ламинированного дерева, наложенные одна на другую, заклепки, видные снаружи, вставляли вручную, их потребовалось 100 000 штук.
- Бюджета не хватало, поэтому возвели только один борт – правый, нос корабля тоже решили не строить, а все добавить на компьютере, но, в итоге, это вышло дороже.
- Для сцен затопления выстроили отдельно нос в масштабе 1:6, для финальных сцен – корму в масштабе 1:8.
- Разлом снят с помощью специально построенной упрощенной модели (масштаб 1:8) длиной 12 м, для второго дубля ее восстанавливали два дня.
Так же в кадрах использовали отсканированные фотографии интерьеров «Титаника» и «Олимпика».
Воссоздание интерьера
Масштабность была не только в размерах круизного лайнера, но и в его интерьере, в котором содержались образцы мастерства и дизайна. Создатели постарались, чтобы удовлетворить изысканные вкусы поклонников морских путешествий.
Воссоздание интерьера, максимально соответствующего реальности, задача непростая. Восстановить детали помогли фото, сделанные до отплытия, элементы декора, сохранившиеся на «Олимпике» (он схож с «Титаником»), а также снимки, полученные при погружениях, найденные предметы, вещи. Пришлось исследовать множество очерков, рассказов очевидцев, побывавших на корабле до его первого рейса.
Декорации не только должны выглядеть как настоящие, но и при съемках затопления не должны всплывать, поэтому пришлось утяжелять детали. Обстановку кают, корабельных помещений, ковры, посуду изготовили из натуральных материалов, опираясь на фотографии, специально сделанные чертежи.
Средства приходилось экономить, поэтому, например, воссоздали только часть котельной, а увеличение получили с помощью зеркала, расположенного сзади. В кадре виден длинный ряд котлов, но на самом деле их всего два с половиной. Чтобы скрыть отражающиеся в зеркале фигуры кочегаров, пускали клубы пара.
Спецэффекты
Когда съемки с актерами закончились, за дело взялись специалисты по визуальным эффектам – в их задачу входило воссоздание ситуаций, которые в реальности снять затруднительно или невозможно.
Например, в сцене, где Джек и Фабрицио выигрывают билеты на лайнер, в окне виден порт, но на самом деле там был зеленый экран. Позже вместо него разместили плоское фотографическое изображение корабля, а перед ним – макеты вагонов, здания. Птиц в небе, дым, людей на палубе нарисовали.
Интересные факты:
- Для сцены отплытия снимали макет «Титаника», длиной 13,7 м, а толпу провожающих на фоне зеленого экрана изображали машущие руками люди на парковке автомобилей.
- За основу панорамных съемок плывущего по волнам лайнера были взяты кадры идущего полным ходом корабля Lane Victory, сделанные с вертолета, а в студии повторили все движения камеры, снимая неподвижный макет.
- Людей, стоящих и прогуливающихся на палубе, сначала сняли в студии (каждого в отдельности), а затем при помощи компьютерной графики добавили в кадр.
- Обзор корабля, когда Джек и Фабрицио стояли на носу, обошелся очень дорого (этот момент потом стали называть «кадром на миллион долларов»), но он был необходим, поскольку показывал мощь и великолепие огромного корабля, титанический труд, вложенный в его строительство.
- Актеров для кадра на носу корабля сняли в студии на фоне зеленого экрана, ветер и освещение создали искусственно, затем все совместили с панорамными съемками.
- В кадре, где красиво прыгают дельфины, в действительности только один, а «друзей» ему добавили приемами искажения.
- Механизмы в работе снимали с двойным ускорением, при воспроизведении в нормальном режиме казалось, что они работают медленнее, масса их больше.
- Поразительного эффекта при столкновении корабля с айсбергом добились, благодаря модели из монтажной пены (ее покрыли стекловолокном и воском), а разлетающиеся по палубе куски льда были настоящими.
- Для каскадеров, изображающих прыгающих в океан пассажиров, глубины резервуара не хватало (она была всего 1 м), поэтому специально для них сделали выемку глубиной 6 м.
- По сценарию 12-метровая труба (ее сделали из автомобильной цистерны) падает возле людей в воде, на общем плане, чтобы показать падение прямо на людей, изготовили меньшую модель, высотой около 5 м.
- Момент, когда труба падает на Фабрицио (он в это время в океане), сделан в студии без него, потом при монтаже кадры совместили.
За визуальные эффекты фильм «Титаник» в 1998 году получил «Оскар».
Актеры
Расходы росли неимоверно, поэтому, чтобы гарантировать прибыль, компания «Фокс» на главные роли решила привлечь кассовых звезд. Но вариантов было не так много, потому что герои были очень молоды. Роуз, как считал Кэмерон, должна внешне быть похожей на Хепбёрн, поэтому подумывали сделать выбор между Клэр Дейнс, Гвинет Пэлтроу, Габриэль Анвар. Для роли Джека первоначально рассматривали O´Доннела, МаКконахи, но режиссер счел их староватыми, а Круз «не подошел» из-за высокого гонорара. Претендентом был и Майкл Джексон, но участвовать в съемках он не смог из-за плотного гастрольного графика.
Впоследствии на главные роли утвердили двадцатилетнюю Кейт Уинслет и двадцатидвухлетнего Леонардо Ди Каприо, гонорар 1 млн и 2,5 млн долларов соответственно. Актриса по телосложению больше подходила для роли, чем худощавые голливудские актрисы.
Интересные факты:
- Единственный актер, которому пришлось дважды «тонуть» на «Титанике» — Дэвид Уорнер, снявшийся в «Спасите «Титаник» и «Титаник».
- Розу в возрасте 101 год играла Глория Стюарт, ей на том момент было 86 лет (до возраста своего персонажа она не дожила всего год – умерла во сне).
- Съемки проходили в очень холодной воде и Кейт, не захотевшая надевать гидрокостюм, заболела пневмонией.
- В контракте с Лео был пункт, разрешающий ему, чтобы не скучать, пригласить на съемки друзей (до шести человек).
- Главным героям необходимо было научиться манерам высшего общества, принятым в начале ХХ века, поэтому для них организовали уроки этикета.
- Уинслет в первый съемочный день пришлось сниматься обнаженной и, чтобы облегчить себе этот момент, она пришла в халате, надев его на голое тело.
- Как потом признавалась Кейт, условия на площадке были жуткими, и она не отказалась от участия только из-за денег.
- Режиссер для сокращения времени съемок и экономии бюджета запретил делать перерывы, поэтому актеры и дублеры мокли в воде в гидрокостюмах.
- Леонардо рисовал не очень хорошо и для создания сцены, где он рисует главную героиню, режиссер использовал фотосессию, по фото с которой сам создал портрет.
К интересным фактам о фильме «Титаник» можно еще добавить, что бюджет картины побил все мыслимые рекорды и составил $200 млн, что гораздо больше строительства самого лайнера. Общие сборы перекрыли расходы почти в 10 раз и составили более $1,8 млрд.